РЕЗОЛЮЦИЯ IV съезда Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации
24-26 сентября 2009 года в г.Саранске состоялся IV съезд Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», в работе которого приняло участие 143 делегата и 122 наблюдателя из 32 регионов Российской Федерации, где проживает большинство представителей финно-угорских народов России.
На Съезде в качестве приглашенных гостей участвовали представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, главы субъектов и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, представители общественных организаций из России, Финляндии, Венгрии и Эстонии.
Российская Федерация – одно из самых полиэтнических государств мира, сохранившее самую богатую этнокультурную мозаику Европы на протяжении всей тысячелетней истории российской государственности. Достойное место в многонациональной палитре страны занимают финно-угорские народы. Разные по численности и географии расселения, но имеющие тысячелетнюю этническую языковую общность, российские финно-угры не только внесли свой достойный вклад в становление и развитие российского государства, его историю и культуру, но и поныне активно участвуют в устойчивом развитии общества и государства, укреплении его международного имиджа, в том числе в сфере культуры, искусства и спорта.
Говоря о финно-угорском мире, мы не должны забывать, что российское государство, включавшее в различные периоды своей истории большинство территорий, где проживали финно-угры, является исторической родиной, местом формирования этнокультурных традиций, эпоса большинства финно-угорских народов, проживающих в России и других европейских государствах. Материалами этнографических, полевых и архивных исследований, полученными в России, питается все современное финно-угроведение, не мыслимое без российского многообразия финно-угорской культуры.
Осознание своей высокой миссии позволяет делегатам Съезда, как полномочным представителям российских финно-угорских народов, с оптимизмом и гордостью смотреть в будущее, вести открытый и равноправный диалог с представителями любых народов и государств, в том числе западных.
Делегаты Съезда в своих дискуссиях отмечали, что успешная реализация национальной политики государства, где существует такое этническое, конфессиональное и культурное многообразие, возможна лишь при наличии прочной законодательной базы. Основополагающим документом, регламентирующим обязательства государства в этой области, является Конституция Российской Федерации, которая гарантирует всем гражданам соответствующие права и свободы, в том числе право граждан самим определять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком.
На федеральном уровне действует ряд законов, устанавливающих механизмы реализации соответствующих статей Конституции, в частности Федеральные законы «О национально-культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О гражданстве», «Об образовании», «О средствах массовой информации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д. В период после III Съезда в ряд упомянутых законов были внесены важные изменения, способствующие лучшему обеспечению этнокультурных прав граждан и народов, проживающих в России.
Существенно изменилось и финансовое обеспечение реализации государственной национальной политики, в том числе в сфере этнокультурного развития финно-угорских народов. В федеральном бюджете появилась отдельная строка на реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений, а в 2008-2009 годах Минрегионом России были поддержаны десятки финно-угорских мероприятий в Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Удмуртия, Псковской области и других регионах. С 2009 года в форме субсидий региональным бюджетам выделены существенные финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, среди которых - семь финно-угорских народов (бесермяне, вепсы, ижорцы, манси, саамы, ханты, водь), а также все 4 самодийских народа. Этот механизм позволил привлечь и дополнительные средства из региональных бюджетов. В 2009 году две финно-угорские общественные организации получили гранты Президента Российской Федерации. Таким образом, Съезд отмечает позитивную тенденцию улучшения ситуации с ресурсным обеспечением проектов финно-угорских общественных организаций.
Съезд констатирует, что за период, прошедший после III Съезда, финно-угорское общественное движение России добилось в своем развитии определенных результатов, признанных на региональном и федеральном уровнях. В русле общероссийских социально-экономических достижений последних лет наметились позитивные тенденции и в улучшении социальных условий жизни финно-угорских народов России. Совершенствовались организационные формы и методы работы национально-культурных общественных организаций.
Идея возрождения, сохранения и развития традиционной культуры, расширения сферы функционирования родных языков, культивируемые общественными организациями во всех субъектах Российской Федерации с компактным проживанием финно-угорских народов, год от года охватывает все большую часть финно-угорского сообщества и в целом находит понимание и поддержку со стороны всех уровней власти Российской Федерации.
Заметными событиями в жизни финно-угорских народов страны в период между III и IV съездами стали I Международный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (г. Саранск, 19-20 июля 2007 г.) и V Всемирный Конгресс финно-угорских народов (г. Ханты-Мансийск,
28-30 июня 2008 г.), съезды финно-угорских народов, в том числе – IX съезд коми народа (г. Сыктывкар, 8-9 февраля 2008 г.), VIII съезд марийского народа (г. Йошкар-Ола, 16-19 апреля 2008 г.), XI Всеудмуртский съезд (12 декабря 2008), VI съезд карелов (г. Петрозаводск, 19-20 июня 2009 г.) и др. В Республике Мордовия стали традиционными выставки-ярмарки народных художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации с компактным проживанием финно-угорских народов проводится многогранная работа по развитию этнической культуры и национальных языков. Позитивным шагом следует считать обеспечение преподавания родных языков в учебных заведениях данных регионов, создание научно-исследовательских центров по проблемам финно-угроведения.
Важнейшими событиями в период после III Съезда стало создание и успешное функционирование двух финно-угорских культурных центров - Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (г. Сыктывкар) и Поволжского центра культур финно-угорских народов (г. Саранск). Эти центры были созданы по инициативе общественных организаций и региональных властей, что было поддержано руководством страны.
После III Съезда активизировалась деятельность финно-угорских организаций в информационном пространстве. Работает множество интернет-порталов финно-угорских центров и общественных организаций. Финно-угорским культурным центром издается журнал «Финно-угория. Этнический комфорт», с 2007 года в г. Саранске АФУНом и Поволжским центром культур финно-угорских народов издается общероссийская «Финно-угорская газета», а с 2008 года – научно-популярный журнал «Финно-угорский мир». Подобные издания выходят в Республике Марий Эл и Республике Удмуртия, многих других регионах страны. Все эти медийные инициативы укрепляют в России существующие механизмы межкультурных коммуникаций и единое финно-угорское информационное пространство.
Вместе с тем, особую озабоченность финно-угорской общественности вызывает ряд проблем, в частности:
а) продолжающееся сокращение численности некоторых финно-угорских народов в рамках глобальной тенденции, характерной не только для России, но и для всех развитых европейских, в том числе финно-угорских стран;
б) снижение этнического идентитета в условиях современной урбанизации и глобализации, особенно заметное у молодежи;
в) влияние урбанистических процессов на сокращение «неперспективных деревень», являющихся, в действительности, хранителями традиционной финно-угорской культуры;
г) состояние дел в системе национального образования, закрытие малокомплектных национальных школ, некоторое сокращение преподавания родного языка в ряде регионов, что влечет за собой и уменьшение числа владеющих родным языком, ситуация с учетом преподавания родных языков в рамках нового государственного образовательного стандарта;
д) слабая активность некоторых региональных отделений и членов Исполкома Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации на фоне их неготовности или неспособности выстраивать конструктивные отношения с местной, региональной и федеральной властью;
е) непрекращающиеся попытки политизировать цели и задачи финно-угорского движения, увлеченность ряда активистов развитием международного сотрудничества в ущерб внутрироссийской деятельности по защите и продвижению интересов финно-угорских народов России;
ж) слабость и разобщенность молодежного финно-угорского движения.
Большую озабоченность вызывает принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры государственного образовательного стандарта, исключившего национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования. При этом соответствующие подзаконные акты и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие сохранение и, при возможности, увеличение объемов изучения и использования родных языков в содержании школьного образования по настоящее время не приняты. Кроме того, в системах образования финно-угорских регионов не в полной мере используется такой ключевой фактор образовательной политики, как развитие двустороннего двуязычия.
Рассмотрев и обсудив основные тенденции и пути этнокультурного и этносоциального развития финно-угорских народов Российской Федерации, а также вклад в эти процессы Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации на протяжении последних четырех лет, настоящий Съезд считает необходимым разработку стратегии сохранения и развития этнической культуры, функционирования языков, укрепления этнической идентичности финно-угорских народов России. Причем, эта стратегия должна учитывать многонациональный характер Российской Федерации, необходимость укрепления общероссийской гражданской идентичности представителей финно-угорских народов – граждан России, а также быть направленной на усиление конкурентноспособности финно-угорской молодежи в современном мире.
В связи с этим, IV Съезд считает необходимым:
I. В сфере общества и права
1. Активизировать взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной национальной политики, защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов;
2. Обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации со следующими предложениями:
- разработать (при участии Совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации») комплексную программу этнокультурного развития финно-угорских народов Российской Федерации, предусмотрев необходимое для ее реализации финансовое обеспечение;
- содействовать решению вопроса о включении в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации народа сету (сето);
- поддержать социально значимые проекты АФУН в рамках грантового конкурса Совместной программы Совета Европы и Министерства регионального развития Российской Федерации «Меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», направленного на изучение возможности ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств;
- оказывать комплексную поддержку работе финно-угорских общественных организаций Российской Федерации, как институтов гражданского общества, чья деятельность направлена на этнокультурное развитие и защиту прав финно-угорских народов и укрепление гражданской солидарности.
2. С учетом продолжающегося финансово-экономического кризиса обратиться к депутатам и сенаторам регионов с компактным проживанием финно-угорских народов - о поддержке сохранения в федеральном бюджете финансирования на реализацию государственной национальной политики на уровне не менее, чем в 2008 году.
3. Обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы, с предложениями:
- об обеспечении достойного представительства финно-угорских народов в выборных органах власти и их участия в работе исполнительных органов власти на разных уровнях и общественных палатах;
- о реализации дополнительных мер по созданию условий для социально-экономического и этнокультурного развития муниципальных образований с компактным проживанием финно-угорских и самодийских народов в процессе укрупнения регионов Российской Федерации.
4. Обратиться к ведущим партиям Российской Федерации учитывать этнический состав и особенности населения регионов России при выдвижении кандидатов в депутаты законодательных органов всех уровней.
5. Поручить Совету и Президиуму Совета АФУН РФ:
- содействовать активизации деятельности неправительственных организаций финно-угорских народов по защите прав в области сохранения и развития финно-угорских языков, культурного наследия, сохранения природных памятников этнической культуры, охраны окружающей среды;
- выступить в роли координатора по проведению мониторинга выполнения обязательств Российской Федерацией по защите прав человека, коренных народов в регионах проживания финно-угорских народов;
- развивать дальнейшее сотрудничество с российскими и международными организациями, в том числе с неправительственными, деятельность которых содействует этническому развитию финно-угорских народов, укреплению сотрудничества между родственными народами, защите их законных интересов;
- более тесно взаимодействовать с российскими научно-исследовательскими и экспертными организациями и учреждениями в целях научного осмысления вопросов этнической истории и современных проблем финно-угорских народов Российской Федерации;
- активнее использовать в своей деятельности ресурсы и возможности Поволжского центра культур финно-угорских народов (г. Саранск) и Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (г. Сыктывкар), в том числе в целях привлечения финансирования за счет получения грантов, участия в конкурсах и т.д.;
- ввести практику проведения в различных регионах России выездных заседаний Совета и Президиума Совета АФУН с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства регионального развития Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- до конца 2009 года разработать план работы на период 2010-2012 гг. с участием региональных отделений АФУН по реализации резолюции Съезда.
II. В области языковых прав и образования
1. Ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
- о реализации конституционных прав на создание условий для изучения и развития родного языка в федеральных государственных образовательных стандартах, предусмотрев эти условия в требованиях к структуре, условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным) и результатам освоения основных образовательных программ.
2. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением:
- разработать и утвердить в рамках формирования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования модели Примерного учебного плана, предусматривающие изучение языков финно-угорских народов в обязательной части основной образовательной программы в объеме от 2 до 5 часов в неделю;
- предусмотреть в Типовом положении об общеобразовательном учреждении возможность реализации:
в начальной, основной, средней и полной общеобразовательной школах программы, обеспечивающей изучение региональных, национальных, этнических особенностей на государственном языке Российской Федерации, или на республиканском государственном языке, или на родном языке;
общеобразовательной программы дошкольного образования на языках финно-угорских народов в рамках перечня реализуемых общеобразовательным учреждением программ (дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательные программы дошкольного образования).
3. Президиуму АФУН РФ провести консультации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях проживания финно-угорских народов, и выступить с инициативой:
- разработать региональные целевые программы по сохранению, изучению, развитию финно-угорских языков и других языков в своих регионах;
- содействовать созданию условий для изучения языков финно-угорских народов в системе образования;
- принять положение о стимулировании преподавания финно-угорских языков (надбавки к зарплате работникам, проведение региональных форумов преподавателей финно-угорских языков);
- активизировать работу по включению в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на базе федеральных государственных образовательных стандартов, учебников по языкам финно-угорских народов, родной литературе, а также предметов, характеризующие этнокультурные особенности регионов.
4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы:
- разработать концепцию непрерывного языкового образования в системе дошкольного, общего и профессионального образования, преследующую цель развития в регионах двустороннего двуязычия как ключевого фактора образовательной политики в многонациональном регионе;
- активизировать работу по внедрению новейших информационных технологий в сфере изучения финно-угорских языков.
5. Совету АФУН РФ активизировать работу по формированию образовательной политики на региональном и федеральном уровнях, восстановлению мер государственной поддержки для учителей школ, преподавателей вузов, ведущих занятия по обучению языкам финно-угорской группы.
III. В области культуры и средств массовой информации
1. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы:
- активизировать деятельность по сохранению культурного наследия народов и национальных меньшинств, сохраняемого в архивах, музеях, природных и этнокультурных комплексах с использованием современных цифровых технологий;
- продолжить работу по созданию и развитию национально-культурных центров, Домов дружбы в субъектах Российской Федерации и обеспечению координации их взаимодействия.
- развивать книгоиздание на финно-угорских языках, переводы книг с одного финно-угорского языка на другой и современные технологические средства передачи традиционной культуры молодому поколению;
- начать (совместно с АФУН) работу по подготовке и реализации региональных программ этнокультурного туризма;
- продолжить работу по расширению информационного пространства финно-угорских народов, размещению аудиовизуальной информации о субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы, а также материалов на финно-угорских языках в сети Интернет.
2. Поручить Совету АФУН РФ:
- содействовать деятельности Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (г. Сыктывкар) и Поволжского центра культур финно-угорских народов (г. Саранск) по сохранению и развитию этнокультуры финно-угорских народов Российской Федерации.
- обратиться в Министерство культуры Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением рассмотреть вопросы открытия общероссийской программы «Народы России», увеличения сетки теле- и радиовещания ВГТРК и других региональных телеканалов на финно-угорских языках;
- обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложением о создании цикла документальных фильмов о финно-угорских народах Российской Федерации;
- обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложением содействовать разработке и изданию учебного курса для высших учебных заведений по истории и культуре финно-угорских народов;
- координировать годовые планы мероприятий АФУН с планами проведения мероприятий субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы, а также заблаговременно публиковать подобные планы в сети Интернет;
- активизировать работу с финно-угорской молодежью, в том числе в поиске и создании новых форм организации этнокультурной жизни в условиях городской среды;
- оказать содействие возобновлению деятельности молодежной ассоциации АФУН РФ;
- рассмотреть возможность создания в Интернете банка (архива) имеющихся радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкого применения современных технологий в укреплении коммуникационных связей в целях преодоления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских народов;
- оказать содействие в создании представительств общероссийской финно-угорской газеты в регионах компактного проживания финно-угорских народов РФ.
IV. В области здравоохранения, демографии
и защиты окружающей среды
1. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации со следующими предложениями:
- разработать с участием представителей АФУН программу поддержки научных исследований в области здравоохранения, демографии и защиты окружающей среды на основе использования грантов для молодых ученых;
- разработать программу подготовки и повышения квалификации специалистов в области медицины и экологии в ведущих университетах Российской Федерации.
- продолжить исследования проблем здоровья финно-угорских народов, разработать программу по формированию у детей и молодежи мотивации сохранения здоровья как средства достижения жизненных целей;
- разработать программу по обеспечению доступной и качественной лечебно-профилактической помощи в местах компактного проживания финно-угорских народов, уделив особое внимание здоровью коренных и малочисленных народов;
- развивать материально-техническую базу и формировать кадровый потенциал сельского здравоохранения в местах компактного проживания финно-угорских народов.
2. Обратиться в Государственный комитет Российской Федерации по статистике с предложением возобновить ежегодный статистический учет социально-экономических и демографических показателей для финно-угорских народов.
3. Поручить Совету АФУН РФ:
- инициировать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработку положения о непрерывном образовании населения по здоровью и здоровому образу жизни, отражающее экологическую обстановку с учетом этнических особенностей отношения человека к окружающей природе и своему здоровью;
- расширить практику проведения межрегиональных симпозиумов, посвященных проблемам экологии, демографии и здоровья, проводить их не реже одного раза в два года в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы;
- поддержать издание периодического сборника статей или журнала, посвященного проблемам демографии финно-угорских народов с участием специалистов научно-исследовательских, учебных и экспертных организаций Российской Академии наук и Российской Академии медицинских наук, а также университетских и научных центров субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы;
- разработать и создать сайт в глобальной сети Интернет «Демография, экология и здоровье в финно-угорском мире России»;
- информировать федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации о результатах исследований и вносить предложения об изменении экологической и демографической ситуации и улучшении здоровья населения субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы.
V. В области межрегиональных и международных
этнокультурных связей
1. Рекомендовать органам государственной власти поддерживать проведение в Российской Федерации фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, дней родственных народов, празднования юбилейных дат.
2. Совету АФУН РФ:
- рекомендовать принимать участие на парламентских слушаниях Государственной Думы Совета Федерации РФ по вопросам межнациональных отношений;
- обеспечить координацию организации и проведения на территории Российской Федерации общественно значимых межрегиональных и международных этнокультурных мероприятий;
- содействовать развитию специализированного обучения одаренной творческой молодежи, поощрение творческого труда национальной интеллигенции как отдельного направления межрегионального сотрудничества;
- способствовать расширению и укреплению международных связей между финно-угорскими народами на принципах равноправия, партнерства, в интересах российских финно-угров и дальнейшего развития российского гражданского общества;
- способствовать развитию этнокультурного туризма в Российской Федерации и за рубежом, как важного направления познавательного туризма, пропагандирующего лучшие образцы российского культурного наследия, созданного в данном случае финно-угорскими народами России;
- провести в 2012 г. Всероссийскую конференцию, посвященную анализу итогов деятельности АФУН РФ в сфере этнокультурного развития финно-угорских народов Российской Федерации в г. Саранске.
Делегаты Съезда призывают все общественные организации и их лидеров, представляющие интересы финно-угорских народов России, консолидироваться и активизировать свои усилия, направленные на укрепление межнационального мира в России, защиту этнокультурных прав финно-угорских народов, развитие конструктивных отношений с органами государственной власти и недопущение попыток политизации нашего общественного движения.
Делегаты Съезда выражают благодарность Министерству регионального развития Российской Федерации, руководству Приволжского федерального округа и Республики Мордовия за помощь в организации Съезда и предлагают провести в 2013 году следующий V Съезд Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации в Республике Марий Эл.