В Саранске прошел VII съезд Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа

29 октября 2019

В Саранске прошел VII съезд Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа по теме «Мордовский (мокшанский и эрзянский) народ в едином культурном коде многонациональной России».

В работе съезда приняли участие 369 делегатов из 33 регионов России, а также гости из Казахстана.

Выступая на пленарном заседании, которое проходило в зале Республиканского дворца культуры, председатель Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», Глава городского округа Саранск Пётр Тултаев отметил высокую важность сохранения межнационального мира и согласия, а также акцентировал внимание на вопросах, связанных с сохранением национальной идентичности мордовского (мокшанского, эрзянского) народа:

«Седи ваксста Россиянь финно-угрань Ассоциациять лемста сембонди сюконян и арьсян минь пуромксонконди пара мяльхть, цебярь тефт, а кяленьконди – сяда тов эрямс-ащемс, кемокстамс; прябалатнень, ризфнень – сяськомс!

Дорогие друзья! От имени Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации приветствую всех Вас! Искренне желаю нашему представительному форуму конструктивного, полезного для мокши и эрзи диалога о насущном, актуальном: языках, культуре, традициях народа в современных условиях.
Финно-угорские народы на протяжении многих веков созидают, вносят свой неоценимый вклад в становление, укрепление и развитие государства Российского. У каждого народа своя история, и эта история часто тесно переплетена с историей других народов, живущих рядом, созидающих на этой же земле.

По сути, история России – это история народов, её населяющих. Страна наша, как известно, изначально строилась, создавалась как государство многонациональное. Общаясь, соприкасаясь на протяжении многих веков, языки, культура наших народов многое переняли друг у друга. Мы конечно, разные во многом. Но в то же время и общего немало: в укладе жизни, менталитете, в представлениях об общечеловеческих ценностях. А самое главное – все мы – и финно-угры, и русские, и татары, все 193 народа (разных, не похожих друг на друга) представляем одну страну – Россию.

Мордва стояла у истоков создания государства Российского. Разное было в истории нашего народа, в истории взаимоотношений с другими народами. Но нельзя отрицать того факта, что мордовский народ (и мокшане, и эрзяне) всегда были и являются надежными партнерами и соратниками, опорным финно-угорским народом в многонациональной семье народов России. В нас верят, на нас надеются, как на народ мудрый, государственный, миролюбивый; народ, от которого не исходит возникновения опасностей межнациональных конфликтов; народ, который не подвержен сепаратистским настроениями и ксенофобии; народ, который интернационален по духу.

Этот имидж – заслуга многих поколений мокшан и эрзян. Нам, нынешним поколениям, надо ценить и оберегать устоявшийся позитивный авторитет мордвы, как народа, и в России, и на международной арене.

Межнациональные отношения – это сложная, чувствительная сфера. В России с её многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос имеет фундаментальную основу, а межнациональное согласие видится безусловным приоритетом, важнейшим условием многовекового щита добрососедской жизни населяющих нашу страну народов.

Проблема сохранения языка, культуры актуальна не только для мокшан и эрзян, не только для финно-угорских народов. Она характерна и для многих других народов России. Более того, в эпоху глобализации, которую мы сегодня с вами переживаем, это одна из современных мировых проблем.

И в этой связи нам, как никогда, важно уметь различать истинную заботу о сохранении народных традиций, языков, культуры мокшан и эрзян от мнимой, далекой от реальных дел и искренних переживаний. К сожалению, иногда этнические вопросы намеренно используются для этнополитических спекуляций, что не способствует конструктивным дискуссиям и принятию необходимых решений в реализации той или иной проблемы.

Порой встречается излишняя политизированность национально-культурных общественных организаций. С национальной темой в политику играть очень опасно, но и не учитывать национальные особенности целого сообщества, тоже очень и очень опасно.

Национальная тема – материя тонкая, болезненная, требует осторожности, взвешенного, мудрого отношения: и со стороны представителей общественных организаций и их руководителей, и со стороны представителей власти разных уровней.

Мы, мордва, своей культурой, традициями, встроены веками в единую многонациональную семью страны. И вместе с русским и другими народами (а это почти 200 народов) составляем Российскую нацию, её единый культурный код.

Вклад мордовского народа в формирование единого культурного кода многонациональный России значимый и очевидный. Макар Евсевьев, Степан Эрьзя, Лидия Русланова, Илья Девин, Кузьма Абрамов, Нина Кошелева, Владимир Ромашкин, Александра Куликова, Николай Филатов. А молодые поэты Марина Агеева, Марина Слугина, Любовь Дергачева, Людмила Рябова и многие, многие другие – разве они не продолжают своим национальным творчеством развивать и укреплять культурный код многонациональной России?

Разумеется, свой вклад в формирование национального культурного кода страны вносят все народы: неважно: большой или малый народ. Каждому народу есть что сказать в этом плане. Однако, безусловно, особая роль здесь принадлежит русскому языку, русской культуре, как главным компонентом в этом многообразии. И мы благодарны русскому народу за вклад и укрепление многонациональной России.

Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажу свой взгляд на некоторые наши конкретные проблемы, как просто мордвин. Понимаю, что не всем понравится, но наш съезд – это же открытая дискуссионная площадка.
Какова реальность, что больше всего нас, носителей мокша и эрзя языков волнует? Конечно же, языки, конечно же, то, как будут сохраняться и развиваться культура, традиции нашего народа?

Языкам нашим непросто. И не по чьей-то злой воле. Есть на то объективные причины, их немало. Одна из них – активные миграционные процессы. Если, к примеру, 20-30 лет назад переезд из села в село, в райцентр, другой город или страну было целым событием, то сейчас учиться, работать, жить в другом городе, даже стране – ничего необычного. Мордва и так расселялась по всей стране, а сейчас и вовсе.

Переселяясь в другое место, человек находит свою вторую половину, часто не задумываясь о национальности суженого (суженой). Сердцу же не прикажешь!

Но немало, к сожалению, и субъективных причин. И одна из самых главных – мы сами. Знать свой язык, свои корни, не стесняться своего народа, не стараться казаться культурным, если ты отказываешься от своего языка. Это от лукавого, это ложная культура.

Власти виноваты? К властям возникают вопросы. Но в первую очередь надо адресовать вопросы и к себе.

Вот впереди всероссийская перепись населения. Так сколько мы получим по результатам переписи мордовских национальностей: мордва, мокша, эрзя, шокша, терюхане, каратаи? Раздробим народ? И что, наши проблемы в результате решаться будут лучше?

И каждому по «царю» так называемому? У нас есть Президент страны, есть Глава Республики, есть губернаторы и есть народы, которые их избирают. Давайте ответственно подойдем к переписи. Веками мир знал нас как мордву, что же тут постыдного? Ну, давайте, укажем в скобках: мордвин (эрзя), мордвин (мокша), мордвин (шокша). Иначе мы растащим мордву, как один из самых многочисленных финно-угорских народов по маленьким народностям. Кому от этого польза, кому это и для чего надо?

Ваность татархнень. Етксост кие аньцек аш, кода ученайхне лемнесазь – субэтноста. Но тяштьсазь пряснон, мзярда эряви татаркс.

Возьмите татар. У них внутри этноса еще больше субэтносов. Есть и споры, разногласия. Но в главном они едины: все татары. Татар и сембе, мезе сяват.

Саты! Эряви лоткамс. Тяфта прябалатнень, пичефкснень аф сяськсаськ, тяфта мокшеда и эрзяда сяда лама аф кармай. Сяда цебярь ули, кда мокшень и эрзянь аватне кармайхть раштама итть и аф фкянь, а кафтонь-колмонь, кода ульсь комозьшка-колмогемоньшка кизода инголе. Видец, кда алятнень улихть аф аньцек мяльсна, но эрьгасна.

Рожать нашим женщинам надо больше. Как было 20–30 лет назад. Мы все росли в многодетных семьях. Жизнь была другая? Да, но и трудностей тоже хватало, может быть, ещё больше, чем сейчас.

В этом зале сидят люди авторитетные, идеологи, можно сказать, национального движения. От вашего слова, от вашей позиции очень много зависит. Взвесьте еще раз все аргументы, прежде чем принимать решение. Наши проблемы извне никто не решит.

Еще о субъективном. О национальных кадрах. Конечно, в национальных республиках это тема особая. Хотим – не хотим, а фактор этот присутствует, а, значит, он должен учитываться. Я по-прежнему считаю, что министры образования, культуры, печати должны знать мордовские языки: или эрзя, или мокша. Разумеется, с соответствующей квалификацией. Руководители ведущих национальных учреждений, творческих коллективов республики: они обязательно должны быть носителями языка (или мокша, или эрзя). По своей природе они лучше, тоньше чувствуют, осознают уникальность и самобытность национальной культуры, языков; понимают, что и как необходимо сделать для их сохранения и развития. Иначе нельзя, механический подход при наборе кадров в данном случае не уместен.

Много разговоров было об учреждении общемордовского праздника «Шумбрат». Были споры: для чего он нужен? Отвечу: для консолидации мордвы, для популяризации мордовской культуры, традиций мокши и эрзи. Есть примеры «Сабантуя» (татары), «Акатуя» (чуваши), «Гербера» (удмурты).

Глава Республики Мордовия В.Д. Волков подписал Указ об учреждении праздника «Шумбрат». Так давайте сделаем так, чтобы праздник стал всероссийским, чтобы он шагал по стране: из региона в регион. Предлагаю обсудить и наметить даты проведения всероссийского «Шумбрата» в разных регионах страны, соответствующий пункт внести в резолюцию съезда.

И еще об одном не могу не сказать. Есть такое изречение: бойтесь равнодушных людей. Некоторые проблемы в сфере мордовских языков, национальной культуры нередко связаны с леностью, а то и равнодушием, а то и какой-то боязнью носителей этих языков и культуры, облеченных, к тому же, порой должностными полномочиями. По принципу: нет, ну и ладно, отсидим и это. Шись ётась и аде! Азё! Кода корхнихть: пара Кара, а Карарясь сядонга пара! Вовремя и, может быть, не раз обозначить проблему, – что ж тут крамольного, противозаконного, революционного? Это же не проявление национального экстремизма. Власть – инстанция изначально критикуемая. Но все беды, проблемы валить точно на нее тоже неправильно.

Вместе с тем. В нашем Движении много людей, искренне радеющих за интересы своего народа: Раиса Борисовна Щанкина, Валентина Ивановна Мишанина, Петр Владимирович Рябов, Анастасия Федоровна Петербургская, Михаил Иванович Безаев и многие, многие другие. Не во всем с ними можно соглашаться, но открытость и принципиальность их позиций по вопросам сохранения и развития культуры, языков вызывает уважение.

Кельгома ялгат, вечкевикс оят! Кяльсь эряви содамс, кяльсь эряви кельгомс, кяльса эряви корхтамс. Тядянь кяльть эзда аф эряви виздемс.

Дорогие друзья! Родной язык надо знать, любить, говорить на нем. Языка матери стесняться не надо!

Сембонди, весенень шумбраши, шумбрачи, сал и кши! Тячи, ванды и фалу! Сюконян сембонди!».

В течение двух дней участники съезда на секциях обсудили основные вопросы, волнующие мордовский народ. Председателем Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа на ближайшие 5 лет делегаты съезда единогласно избрали Ю.А. Мишанина. Кроме этого, съездом был утвержден обновленный состав исполкома организации и принята резолюция.









 

 

 

 

Возврат к списку